Модернизация России
Воскресенье, 10.04.2016, 23:22



Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ ] [ Мой профиль ] [ Регистрация ] [ Выход ] [ Вход ]

Меню

Новости по теме
Электроника [90]Связь [20]
Машиностроение, судостроение [354]Сельское хозяйство [162]
Металлургия [114]Военно-промышленных комплекс [224]
Финансы [91]Информационные технологии [67]
Законодательство [31]Химия [104]
Медицина и здравоохранение [137]Нанотехнологии [134]
Транспорт [180]Добыча ресурсов [50]
Энергетика [162]Строительство и стройматериалы [170]
Авиапром и космос [193]Безопасность и охрана природы [38]
Легкая промышленность [97]Наука [37]
Антикоррупция [33]Эксклюзив [20]

Форма входа

В закладку

Календарь записей

Облако
Легкая промышленность Экономический рост Росатом ржд впк технопарки Сколково связь электроника модернизация металлургия строительство Судостроение Роснано светодиоды Оптоган КАЛУГА потребительские товары удобрения политика Медицина ГЛОНАСС энергетика нанотехнологии супер-эвм нефтепереработка транспорт промышленность авиапром Спутники http://www.warandpeace.ru/ru/news/v инвестиции технологии туризм финансы Космос химия камаз Усть-Луга наука эксклюзив машиностроение антикоррупция Сочи законодательство авипром СуперЭВМ СперЭВМ мащиностроение спутник охрана природы технопарк судостроеие нефтедобыча сельское хозяйство добыча ресурсов станки Нефтехимия потебительские товары образование Дороги электроники станкостроение автопром инфраструктура


Главная » 2011 » Апрель » 30 » ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации» на 2008–2010 годы
18:12
ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации» на 2008–2010 годы

ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации» на 2008–2010 годы

Основной  целью  программы  является  создание  в  Российской  Федерации современной инфраструктуры национальной нанотехнологической сети для развития и реализации потенциала отечественной наноиндустрии.

Финансирование программы за счет федерального бюджета предусмотрено в размере 27.7 млрд руб., средств из внебюджетных источников – 2.8 млрд руб.

(в ценах соответствующих лет). Объемы и источники финансирования ежегодно уточняются при формировании федерального бюджета на соответствующий год.

При реализации мероприятий программы уже в ближайшие годы планируется:

  создать новое поколение наноматериалов и нанотехнологий для использования в ключевых областях науки и техники, ресурсо- и энергосбережении, промышленном производстве, здравоохранении и производстве продуктов питания, а также для поддержания необходимого уровня обеспечения обороноспособности и безопасности государства;

  увеличить долю продукции, произведенной с помощью созданной в рамках Программы инфраструктуры наноиндустрии, до 75% общего объема продукции наноиндустрии, произведенной в Российской Федерации;

  обеспечить мировой уровень исследований и разработок, оснащенности научноисследовательским,  метрологическим  и  технологическим  оборудованием  организаций,  работающих  в  сфере  наноиндустрии,  при  этом организации    участники  программы  должны  получать  до  80  патентов (в том числе международных) в год;

  добиться развития и реализации российского потенциала наноиндустрии и  активного  участия  Российской  Федерации  в  международной  научнотехнической кооперации;

  организовать систему учета информации о результатах научных исследований и технологических разработок в сфере наноиндустрии, полученных организациями  различных  организационно-правовых  форм,  обеспечить доступ к этой информации;

  совершенствовать методическую базу научно-технической и инновационной деятельности в сфере наноиндустрии;

  обеспечить  развитие  уникальных  научных  установок,  сети  центров  коллективного пользования уникальным научным и экспериментальным оборудованием;

  создать и расширить инновационную инфраструктуру, совершенствовать механизмы взаимодействия научных организаций и вузов с промышленными предприятиями в целях продвижения новых нанотехнологий и наноматериалов в производство;

  сохранить и развивать кадровый потенциал, в том числе создать условия для привлечения и закрепления талантливой молодежи в сфере наноиндустрии, возвращения в Российскую Федерацию ведущих российских ученых и специалистов в сфере наноиндустрии, работающих за рубежом, и их  трудоустройства.  При  этом  доля  научных  сотрудников,  имеющих  не менее трех лет опыта проведения исследований, разработки технологий с использованием научного оборудования мирового уровня, в общем числе научных сотрудников организаций национальной нанотехнологической сети составит не менее 70%.

При всей привлекательности государственных программ как инструмента государственного регулирования в научно-инновационной сфере им присущ ряд  системных  «недугов»,  которые  снижают  эффективность  и  результативность их реализации, вызывают справедливую критику со стороны исполнителей,  заказчиков  программ,  а  также  потенциальных  потребителей  результатов  проведенных  в  их  рамках  мероприятий    идеале    новых  научных результатов и технологий). На наш взгляд, основным недостатком реализуемых в России федеральных программ является крайне низкий уровень координации.

Государственными  заказчиками  ФЦП,  как  правило,  выступают  несколько министерств и ведомств. Например, в случае программы развития инфраструктуры  наноиндустрии    это  Федеральное  агентство  по  науке  и  инновациям, Федеральное агентство по образованию, Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральное космическое агентство, Федеральное агентство по промышленности, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю. Заказчик-координатор – Минобрнауки России. Сложная межведомственная структура большинства федеральных программ создает большие затруднения в их реализации.

Проблемы координации программных мероприятий

На круглом столе, организованном в Минобрнауки России в июне 2008 г., обсуждали необходимость, возможность и целесообразность создания нового федерального органа власти, ответственного за выработку и реализацию политики в инновационной сфере. В частности, директор Республиканского НИИ интеллектуальной собственности В. Лопатин привел данные о том, что деньги на выполнение работ по государственным контрактам в сфере исследований и разработок распределяют более 80 государственных заказчиков. При этом интересы государства защищают порядка 20 федеральных органов власти, работу которых координируют пять государственных ведомств. Итого на входе мы имеем более сотни структур, формирующих и реализующих политику в сфере  интеллектуальной  собственности,  а  на  выходе    практически  ничего.

Специалисты, анализирующие вопросы формирования и реализации ФЦП,указывают и на другие проблемы, снижающие эффективность этого инструмента регулирования.

Среди них:

 неритмичность  выделения  средств  в  течение  года  и  низкие  показатели отдачи вложенных средств;

  высокая степень забюрократизированности процесса принятия решений;

  слабое участие бизнеса в софинансировании, выполнении и использовании результатов ФЦП.

Как  показывает  практика,  с  которой  сталкиваются  научные  организации и  другие  структуры,  участвующие  в  конкурсе  на  заключение  государственных контрактов в рамках мероприятий ФЦП, они проводятся, как правило, не ранее второго квартала. В результате реальное начало реализации программ (и выделение  обещанного  финансирования)  обычно  затягивается  до  середины  года.

Четвертый  квартал  объявляется  авральным,  и  миллиарды  бюджетных  рублей в срочном порядке выплескиваются в экономику, добавляя сверхнормативные пункты в годовую инфляцию.

Партнерство государства и частного сектора является, как уже отмечалось, приоритетом реализации ФЦП. Однако пока его сложно охарактеризовать как безусловно успешное. Можно выделить несколько причин, объясняющих сложившуюся ситуацию.

Во-первых, это неопределенность условий государственного контракта, согласно которым государство оставляет за собой право снижать объемы выделяемых средств в случае уменьшения бюджетного финансирования или каких-то других  непредвиденных  обстоятельств.  Это  становится  часто  непреодолимым препятствием  для  частного  со-инвестора,  которому  в  такой  ситуации  сложно планировать свою деятельность, формировать инвестиционную стратегию. Это не  позволяет  улучшить  соотношение  между  бюджетными  и  внебюджетными источниками финансирования большинства программ.

Во-вторых, частный бизнес практически не вовлечен в процесс выбора направлений  (приоритетов)  научно-технологической  деятельности,  по  которым правительство планирует использовать партнерские соглашения. 

В 2007 г.  при  федеральном  финансировании  сферы  науки  общим  объемом более 200 млрд руб. за Россией закреплены права только на 96 объектов ИС. Крайняя нерасторопность в подготовке документов и их согласовании между многочисленными органами власти приводит к тому, что важное решение принимается годами, а потом также годами не исполняется. Получается по поговорке: «Иван кивает на Петра, а Петр кивает на Ивана». Роспром считает, что Минобрнауки не внесло соответствующие предложения в правительство, а Минобрнауки пересылает этот упрёк дальше, и так по кругу. В итоге страдает дело и национальная экономика. Например, сегодня повсеместно государственные заказчики не исполняют постановление Правительства Российской Федерации №685 («О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности»  от  17  ноября  2005  г.),  и  никто  не  наказан.  Даже когда  одно авиапредприятие, задействованное в создании самолёта Superjet 100, предлагало  Роспрому исполнить  требования  данного  правительственного  решения, чиновники ничего не делали, ссылаясь на то, что они готовятся к очередной реорганизации.

Источник: материалы STRF.ru, 11 июня 2008 г.

Категория: Законодательство | Просмотров: 1990 | Добавил: MAX_9 | Теги: законодательство, наука | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MAX_9 © 2010-2016